15
дек
В начале 2023 года в ВТБ рассказали, что клиентов банков начали чаще обманывать в мессенджерах. Это доступный для злоумышленников инструмент — простая регистрация аккаунтов, дешевые звонки и возможность поставить на аватарку логотип известного бренда либо госоргана.
Рассказываем о пяти распространенных сценариях мошенничества с помощью звонков и о том, как их распознать.
«Вы подозреваетесь в госизмене, переведите деньги»
В марте мошенники придумали пугающий сценарий. Они звонят клиентам банков и представляются сотрудниками ФСБ, Следственного комитета или других силовых структур. Злоумышленники говорят, что сотрудник кредитного учреждения украл персональные данные клиента и с помощью этой информации финансирует зарубежную армию.
Далее потенциальную жертву запугивают обвинением в госизмене, а чтобы этого избежать, нужно перевести все деньги на спецсчета — таким образом лжесотрудники органов и службы безопасности банка вычислят «настоящего преступника». Дополнительно потерпевшего могут принудить оформить кредит.
Как избежать мошенничества
Если вам позвонили и обвинили в преступлении, кладите трубку. Это точно мошенники. Правоохранительные органы действуют по уголовно-процессуальному кодексу, и звонки подозреваемым в этот процесс не включены. Вас вначале задержат, далее суд изберет меру пресечения, и только после этого ведутся следственные действия с вашим участием.
Если же вас насторожил подобный звонок, закажите выписку из банка по всем действующим счетам и убедитесь, что нет подозрительных переводов.
Вербовка в схему отмывания денег
Мошенники под видом сотрудников правоохранительных органов предлагают якобы официальную работу по поиску преступников. Чаще всего такие звонки получают те, кто уже однажды стал жертвой злоумышленников. Все, что нужно делать человеку — получать на свою карту деньги и отправлять их далее по цепочке либо снять эти деньги в банкомате. По сути, это вовлечение в незаконную деятельность — дроппинг.
Дроппер — это человек, которому на карту жертвы мошенников переводят деньги. Таким способом истинные выгодоприобретатели скрывают следы — деньги от жертв получают не на свои карты. Выяснить, кто являлся организатором дела, почти невозможно, а подставным лицом становится завербованный.
В Уголовном кодексе нет состава преступления за дроппинг — происшествие можно квалифицировать как кражу либо мошенничество. В судебной практике уже встречаются случаи, когда штрафы получали даже те, кто был вовлечен в эту деятельность обманным путем.
Как избежать мошенничества
Не разговаривайте и не делитесь персональными данными с людьми, которые представляются службой безопасности банка либо сотрудниками правоохранительных органов. Это базовое правило, которое поможет сохранить деньги, а также не даст мошенникам вовлечь вас в дроппинг обманным путем.
Возврат денег за отмену заказа
Этот сценарий мошенничества двухступенчатый. Вначале мошенники взламывают учетную запись в маркетплейсах потенциальной жертвы и оформляют возврат покупки. Далее с клиентом связываются в мессенджерах от имени продавца и утверждают, что возврат оформлен из-за технической ошибки. Мол, товар придет в любом случае, поэтому нужно вернуть поступившие деньги на личный счет лжепродавца.
Если отправить средства, то они попадают в кошелек мошенников.
Как избежать мошенничества
Возьмите за правило: все возвраты и платежи по ним оформлять только там, где делали покупку. Если вы хотите вернуть деньги за отмененный заказ в маркетплейсе, связывайтесь с их поддержкой, а не с продавцом через мессенджеры. Не переводите средства по реквизитам физлиц.
Поставьте двухфакторную аутентификацию на все аккаунты, к которым у вас привязаны карты и на которых хранятся личные данные. Это значит, что помимо ввода пары логин-пароль для входа нужно ввести дополнительный код, который приходит по электронной почте, СМС или в уведомлении приложения. Не называйте эти числа по телефону, на сторонних страницах или в мессенджерах. Таким образом, вашу учетную запись не взломают.
«Пристрелочные» звонки
Если заметили, что вам начали звонить чаще обычного, то в этом вы не одиноки. В феврале этого года мошенники начали внедрять практику «пристрелочных» звонков. Потенциальной жертве в течение недели звонят разные люди с разных номеров и у особо болтливых узнают информацию: количество денег на счету, нужду в дополнительных средствах, обслуживающий банк, размер пенсии и так далее. Легенды всегда разные — от сотрудника управляющей компании дома до сотрудника кредитного учреждения.
В конце цепочки звонит мошенник со всей накопленной о человеке информацией. Чаще всего он представляется сотрудником Следственного комитета и говорит, что жертва стала фигурантом дела. Далее, используя данные с «пристрелочных» звонков, он получает деньги от человека на один из подставных счетов.
Как избежать мошенничества
Никому и никогда не передавайте финансовую информацию по телефону. Кроме того, не стоит рассказывать о себе и своем материальном положении незнакомым людям. Не перезванивайте по незнакомым номерам.
Доступ в «Госуслуги»
Мошенники представляются по телефону сотрудниками МФЦ и сообщают, что на ваше имя пришло электронное письмо. А чтобы оно пришло в личный кабинет на «Госуслугах», нужно назвать код из СМС.
Таким образом мошенники пытаются получить доступ к персональным данным на портале. Если сообщить код, они смогут сменить пароль, запросить кредитную историю, получить справку о доходах, информацию о транспортных средствах, а также оформить займ.
Как избежать мошенничества
Не сообщайте никому коды из СМС и пуш-уведомлений. Сотрудники МФЦ не обзванивают граждан в этих целях. Если сомневаетесь, что вам действительно звонит сотрудник госорганов, положите трубку и перезвоните самостоятельно по телефону организации, указанному на официальном сайте.
Например, Вам якобы позвонили из Банки.ру: как проверить, правда ли это сотрудники компании или звонят мошенники?
Сотрудники контактного центра финансового маркетплейса Банки.ру никогда:
не просят подтвердить переводы, платежи или поступление денег на вашу карту;
не запрашивают номера карт, банковские реквизиты или кодовые слова;
не звонят в мессенджерах, таких как WhatsApp, Telegram или Viber;
не оповещают о комиссиях — все услуги маркетплейса бесплатны.
Если сомневаетесь, что с вами говорит сотрудник Банки.ру, то запросите у собеседника внутренний номер. Как правило, неподготовленный мошенник бросит трубку, а подготовленный может и наврать. Чтобы проверить, с кем вы говорили, зайдите на Банки.ру, прокрутите главную страницу до самого конца и найдите вкладку «Служба поддержки». Оставьте сообщение в свободной форме и укажите номер, который вам предоставил собеседник. Мы его проверим и в ответном письме напишем, был ли звонивший нашим сотрудником или же это мошенник. В последнем случае номер лучше заблокировать.
Источник сайт Banki.ru
https://www.banki.ru